Индо-китай / бизнес в Азии / Индийский малый бизнес Индийский малый бизнес
Индийский малый бизнес живет по законам конкуренции. Причем конкуренции добросовестной, без преференций и теневых договоренностей. Может быть, поэтому в Индии малого бизнеса (в количественном эквиваленте) много. Местные «светила»-экономисты не считают, что его «слишком много», и поэтому государственная политика во многом базируется на поддержке и поощрении развития малого бизнеса.
Цифры развития индийского малого предпринимательства говорят сами за себя. Более 95% всех промышленных предприятий Индии, приходящихся именно на сектор малого бизнеса; обеспечение сектором МП выпуска 40% промышленной продукции и 35 % общего объема прямого экспорта. Государственным заказом зарезервировано производство 749 видов продукции только для малого предпринимательства. Малым предприятиям предоставлено исключительное право продажи государству 358 видов товаров и 812 наименований продукции. В практику малого бизнеса введена так называемая «система клаастеров», о которой рассказал один из участников российской делегации, вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин. Региональные зоны, специализирующиеся на выпуске какого-либо одного вида продукции - эффективное средство снятия напряженности чрезмерной конкуренции, закономерной для страны, в которой бурно прогрессирует малое предпринимательство.
Условия, созданные индийскими властями для малого бизнеса, характеризует четкая политика поддержки предпринимателя от момента регистрации предприятия. Предусматривается дифференциация государственных кредитов, размер и условия которых становятся максимально удобными при выпуске первой производственной продукции. Кредитованием занимается специализированная банковская структура со стопроцентным участием государства. Причем, обладателем кредита может стать любой начинающий предприниматель, даже без предоставления обеспечения. Лоббированием интересов промышленной и сельскохозяйственной прослоек малого предпринимательства занимаются сразу две структуры исполнительной власти - министерство малого предпринимательства в промышленности (SSI) и министерство аграрного и промышленного производства в сельской местности (ARI). Устойчивые, адекватные цены на аренду, сырье и т.д., обеспечение возможности получения госзаказов малым бизнесом, отсутствие преград для выхода предпринимателя на мировой рынок и участие в прямом и косвенном экспорте продукции – вот результаты подобного лоббирования. Результаты, которые российскому предпринимателю могут показаться сказкой наяву. |