Хойан
Хойан, древний город-музей под открытым небом, находится на берегах реки Тхубон. Он был одним из главных торговых портов Юго-Восточной Азии. В местной архитектуре чувствуется сильное влияние европейской, китайской и японской культур. Достойны внимания прекрасный пляж и тямские руины.
Судя по китайским хроникам, государство Чампа (китайцы называли его Лини) было основано малайцами в 192 г. Культура тямов складывалась под сильным индийским влиянием. В IV в., когда в Индии достигла расцвета империя Гупта, между странами установились прочные торговые связи. Санскрит был признан языком церкви. Королитямов принимали санскритские имена, а города называли на индийский манер: Амаравати - современный Куангнам, Виджайя -современный Биньдинь, Каутхара - нынешний Нячанг и Пандуранга - сейчас Фанранг.
Почва гористого побережья Центрального Вьетнама была слишком скудной для ведения сельского хозяйства, поэтому тямы зарабатывали морской торговлей и пиратством. В основном они нападали на оккупированную Китаем северную часть Вьетнама.
В 446 г. империя Тан нанесла ответный удар. Китайцы разрушили столицу тямов Виджайю и установили контроль над королевством Чампа. В 510 г. тямам удалось освободиться, а через 30 лет расширить границы страны на юг до дельты Меконга.
В последующие столетия Чампа воевала попеременно то с китайцами, то с кхмерами, то с яванцами. В конце VIII в. китайский контроль над Вьетнамом ослаб, что спровоцировало нападения яванцев(767) и тайского королевства Наньшао (862-863). В 780 г. Чампа захватила вьетнамские провинции Хюэ, Куангчи и Куанг-бинь.
В 1307 г. король Чампы женился на дочери вьетнамского монарха из династии Чан. В качестве свадебного подарка он отдал вьетнамцам провинцию Куанг-нам. После смерти короля его преемник отказался признать эту сделку и объявил войну. То разгораясь, то затихая, война продолжалась около 100 лет. Только к XV в. был восстановлен мир, что дало возможность возобновить нормальную торговлю. Европейские и азиатские суда стали заходить в Хойан за высококачественным шелком, тканями, бумагой, фарфором, чаем, сахаром, перцем, лекарственными травами, слоновой костью, воском, перламутром, лаковой посудой, серой и свинцом.
Среди миссионеров, посетивших в XVII в. Хойан, был португальский священник Александр ди Род, создавший на основе латинского алфавита вьетнамскую письменность.
Хойан сильно пострадал во время восстания тэйшонов в 1770-1780-х гг., но по-прежнему оставался важным торговым портом до конца XIX в., когда река Тхубон (река Кай), связывающая городе морем, была занесена илом и стала слишком мелкой для судоходства.